УМНЫЕ ДЕТИ – НАШЕ БУДУЩЕЕ?
Нечипоренко Юрий Дмитриевич родился 4 мая 1956 года. Детский писатель, арт-критик, художник. Главный редактор журнала «Электронные Пампасы», директор Всероссийского Фестиваля детской книги. По специальности биофизик, доктор физико-математических наук, автор десятков научных работ в области молекулярной биофизики, физики ДНК. Член Международного сообщества писательских союзов. Живёт в Москве.
- Вот Вы такой многогранный, Юрий. Даже непонятно, кто Вы больше – учёный или писатель? Поэтому хотелось бы немного узнать о Вас.
- Родился я в городе Ровеньки Луганской области. Это на Донбассе. После школы поступил в МГУ на физический факультет. Окончил. Потом аспирантура Российской академии наук, молекулярная биология. Защитил кандидатскую, докторскую, автор 80-ти научных работ. И до сих пор я сотрудник Российской академии наук, работаю по теме «Физика ДНК». Написал научную монографию «Анализ взаимодействия лекарственных соединений с ДНК», и вышла она, кстати, как раз в Ижевске, в прошлом году.
В конце 80-тых начал писать рассказы. А тут голодные 90-е годы к нам ко всем на порог… Наукой ни себя, ни семью не прокормить. Зарабатывал журналистикой. Опубликовал несколько сотен статей в области художественной критики. Сейчас веду ряд издательских проектов. Издал около десятка своих книг, в основном, детских. И два десятка книг своих друзей. В Москве есть клуб детских писателей «Чёрная курица», и я в нём состою. Мы вместе существуем уже 25 лет. Сборники рассказов у меня выходили: одна книжка «Начальник связи», другая – «Смеяться и свистеть»… – эта вещь принесла мне четыре литературных премии. Ещё у меня есть книга про Гоголя «Ярмарочный мальчик». 15 лет в столе лежала. К 200-летнему юбилею Николая Васильевича, в 2009 году, её издали. Про Ломоносова тоже книга имеется – «Помощник царям». И разные сборники я делаю. Даже роман написал один – для юношества и взрослых – «Золотой петушок». Публиковаться начал в журнале «Детская литература» в 1988 году. Потом в «Литературной газете». А книги, в сущности, стали выходить не так давно. Хотя некоторые мои вещи выходили миллионными тиражами – в «Календаре школьника», в «Молодёжном календаре». Что касается науки – крест на ней я не ставил и продолжаю заниматься.
- Сегодня, в век интернета, у писателей появились большие возможности. Но проблема выбора, если говорить о читателях, распыляет внимание людей, а порой просто сводит его на нет. Что читать из современной литературы, да и литература ли это? Писатель ли тот, кто что-то написал? Может быть, просто «шелкопёр и бумагомарака», как у Гоголя было сказано?
- Сейчас каждый может написать что угодно и издаться в интернете. Доступность любого текста велика. Но чтобы понять, какой у того или иного начинающего автора уровень художественности, существуют экспертные советы. Сайт Библиогид, например, созданный Российской государственной детской библиотекой, который рекомендует книги и публикует рецензии. Или библиотека им. Гайдара, которая выпускает каталог «Сто лучших детских книг». Либо тот же клуб детских писателей «Чёрная курица», где мы тоже друг другу знаем цену. И если человек приходит талантливый, мы его поддерживаем, всячески стараемся помочь ему издаться. Если приходит человек, который пишет чепуху, мы ему так об этом и говорим. Обижаются многие, но мы стараемся деликатно это делать. Мы со студентами литинститута встречаемся и говорим откровенно. Потому что очень важно выдержать уровень написанного. Особенно в литературе для детей. Взрослые многое стерпят, любую околесицу прочтут. А перед детьми ответственность очень велика. Это ответственность перед будущим. Тут ведь надо художественный вкус сформировать, эстетические ценности привить. Слава Богу, у нас есть прекрасные образцы классической литературы.
- На писательских форумах, фестивалях, собраниях всё чаще заходит разговор о финансовых проблемах. Кто-то сетует на невнимание государства, кто-то на отсутствие спонсоров. Кто-то кого-то призывает к благотворительности. В переводческой или редакторской деятельности вполне возможно, конечно, что-то продвинуть на основе взаимных интересов. Но потом – бумага всё равно денег стоит, полиграфическое производство вложений требует. Значит, без государственной поддержки никак? Вы и ваши коллеги по цеху каким образом решаете эти проблемы?
- Пути пока одни и те же: гранты, проекты. Лично у меня сейчас два-три действующих проекта. Один называется «Для тех, кому за 10». Он коммерческий. Его осуществляет издательство «Самокат». Без господдержки издаёт детские книги, и тем не менее существует. У нас недавно вышла книжка Александра Блинова «Чистые враки», она заняла первое место по продажам в Москве. Популярность помогает издательству держаться на плаву, потому что плохую литературу они отсеивают.
Другой мой проект – Фестиваль детской книги – мы делаем вместе с Российской государственной детской библиотекой. За поддержкой идеи Фестиваля я обращался всего один раз. Повезло, может быть, что мне сразу пошли навстречу. Большого опыта соискателя грантов у меня нет. Но во многих городах России библиотеки широко пользуются привлечёнными средствами для организации встреч с писателями. И с десяток моих поездок было оплачено местными бюджетами.
И конечно, важно совмещать государственную поддержку с частной инициативой.
Третий проект, а на самом деле первый по времени – журнал «Пампасы» в интернете – я на свои средства издаю уже почти 20 лет. Мне помогают Татьяна Куцубова из Тарусы и Голля Монголин из Кемерово. Слава Богу, интернет не требует много вложений (первые четыре года журнал выходил на бумаге в издательском доме «Весёлые картинки»).
И четвёртый проект – интернет-обозрение «Русская жизнь», по сути сетевой журнал, который выходит с 2002 года на домене «Хронос». Его мы делаем последнее годы вместе с Игорем Фунтом из Вятки. Есть ещё Общество друзей Гайто Газданова, которым я руковожу, но проектом его трудно назвать – это дань любви великому писателю…
- Издание книг – это понятно. А почему фестиваль? Это же ведь такие затраты времени и сил. Не каждый пишущий способен найти в себе такие резервы.
- Пришла как-то в голову мысль, что нужно делать Фестиваль, потому что пропала координация, которая была на уровне журнала «Детская литература». Он координировал, и было всё понятно. Все его читали, знали – где и что. Теперь этого журнала нет, он пропал. А потребность в информации осталась. И лучше – «живой» информации. Была и есть Неделя детской книги. Ещё в 1943 году Лев Кассиль предложил проводить такое мероприятие. Это встречи писателей с читателями. То есть, небожители Писатели и скромный читатель встречались в Колонном зале Дома Союзов. Два полюса. Сидят Чуковский, Пришвин, Кассиль и тысячи детей встречаются с ними. Фигура издателя тогда была скрыта, потому что издателя охраняла толпа редакторов. Они не пускали авторов. Теперь у нас другая ситуация. Издатели ходят среди нас. Они заинтересованы показывать свои книги, рассказывать о них. Только в Москве несколько десятков прекрасных детских издательств. По сути, люди, которые там работают, – энтузиасты. Они где-то грант уцепят, где-то ещё деньги найдут. Состояний они себе на этом не сделают. Это просто форма их существования такая. Как им помочь? Естественно, их надо привлечь. Куда? На Фестиваль. Пригласить писателей, издателей, редакторов книг, библиотекарей, учителей, критиков. Потому что без критики, которая у нас пропала в детской литературе, мы не можем ориентироваться. Художников надо позвать, потому что в детской книге художник имеет не меньшее значение, чем автор. Сейчас на Западе даже идёт мода, что автор и художник – это одно лицо. Рисованные книги – это отдельная тема. И школьников приглашать туда надо.
- Идея и её воплощение – это идеал. Бывает, что он недостижим. Бывает, чтобы его достичь, нужны многие годы. У Вас-то как получалось и получается?
- Фестиваль мы раскручиваем. Первый раз он прошёл два года назад – Всероссийский фестиваль детской книги. Думаю, что про него пока мало кто слышал. Я давал интервью «Российской газете», «Московскому комсомольцу». Но это почти ничего не значит. Если информация о событии не прозвучала на «России-24» или на 1-м канале телевидения, то этого события для большинства населения нашей страны как бы не существует. У нас уже прошло 150 мероприятий, девять тысяч человек присутствовало, 250 специалистов книжного дела было привлечено. А широкого резонанса нет. Фестиваль подгадан к осенним школьным каникулам, чтобы не путали с Неделей детской книги, которая проводится в весенние каникулы. Наш фестиваль – это смотр всей детской литературы, это знакомства, проекты. Писатели приходят со своими предложениями, выступают. Издатели предлагают свою программу.
А началось всё с того, что я пошёл в Роспечать, они направили меня в Российскую государственную детскую библиотеку с этой инициативой, и мы вместе стали делать.
Я уже говорил о сайте Библиогид. Они всё читают, смотрят все книги по детской тематике, и помогают. Мы выбрали какие-то книги, собрали детскую читательскую конференцию, наградили детей, которые написали лучшие эссе. То есть, Фестиваль состоял сразу из нескольких проектов: круглые столы для специалистов, детская читательская конференция, выставки иллюстраторов. Программа была составлена на три дня. Второй фестиваль был посвящён проблемам познавательной литературы, которая у нас тоже почти пропала. Сейчас, слава Богу, начинает появляться. Мы поднимали вопросы и по распространению книг. Говорили о тиражах, от которых мы все зависим. В прошлом году, который, как мы знаем, был объявлен годом литературы, я объехал 15 городов, выступал, в основном, по областным библиотекам. Потому что они заинтересованы в этом – власти дают им какое-то финансирование под такие мероприятия. Я предлагаю всем присоединиться к этому проекту. Провести фестиваль можно даже в самом маленьком городе. Даже если нет издателя, есть книжный магазин, куда привозят книги; есть школа, которая приведёт учеников; есть библиотека, которая сориентирует, кого пригласить из писателей, и предоставит свои помещения. А в таком городе, как Ижевск, сам Бог велел. В этом году Фестиваль посвящен сказке, что не исключает и других тем: мультипликации и экранизации, в частности, – Год кино, как-никак. Наш Фестиваль сейчас распространяется по стране. В Нижнем Новгороде по нашей схеме уже провели фестиваль.
- Вы сказали «два-три проекта». Поясните, если не трудно, эту маленькую расплывчатость.
- Я не сбрасываю со счетов свой давнишний проект: подростковый журнал «Пампасы». Он стартовал 20 лет назад в «Весёлых картинках». Тогда это был совершенно новый журнал. Он выходил года три-четыре в бумаге. Потом я перевёл его в интернет. У меня там больше 200 детских писателей. Часть из них ежемесячно собираются в клубе «Чёрная курица». Мы рассматриваем авторские работы – новый, старый автор – неважно. Мы очень критически рассматриваем. Это, по существу, творческая лаборатория. Разговор идёт откровенный. И если автор того стоит, первую публикацию я предлагаю ему в «Пампасах». Через наш клуб прошло много писателей. Может быть, вы знаете весёлые рассказы Артура Гиваргизова, он более-менее сейчас известен. Или Марину Бородицкую, Марину Москвину, Сергея Седова. Ещё я начал вести в маленьких издательствах какие-то проекты. Скажем, выпустил в издательстве «Арт Хаус Медиа» серию «Для взрослых и детей» – 12 книг.
Но дело даже не в проектах… Мы стараемся литературу отбирать самого высокого качества. Чтобы и ребёнок что-то находил, и взрослые. Чтобы через детство прийти к взрослому человеку. Если взрослый читает какие-то рассказы, видит своё детство, вспоминает свои истории, рассказывает их ребёнку, тот лучше понимает бабушку-дедушку, папу-маму. И взрослый ребёнка лучше понимает. Меняется строй в стране, меняется ситуация, мода, пропаганда, а главные ценности остаются. Мы прекрасно это понимаем. Вот сейчас мы готовим книгу Ларисы Румарчук. Её детство пришлось на время войны. Её воспоминания надо тиражировать, потому что… – вы сами знаете, почему. Я за проекты, которые пробуждают чувства и мысли ребёнка. Цель у нас одна: привлечение детей к чтению. А точнее – развитие личности.
В нашей стране сегодня, мы видим, строится много спортивных сооружений. В Москве, например, много прекрасных спортивных площадок. То есть, власть думает о физическом развитии подрастающего поколения. Следующим шагом, надо думать, будет забота об умственном развитии. Без книг в этом деле – всё равно никуда.
Вопросы задавал Николай Малышев,
член Союза журналистов и Союза писателей России